На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Родители

52 подписчика

Основной инстинкт.Детская версия

Очень интересная статья журнала "Огонек".

Ученые Йельского университета пришли к выводу, что дети уже с пеленок умеют различать, «что такое хорошо, что такое плохо», руководствуясь при этом не приобретенными знаниями, а инстинктом, который, как внутренний барометр, помогает малышам с первых дней ориентироваться во взрослом мире. Даже новорожденный младенец может четко определить, кто из его окружения добрый, а значит, безопасный, а с кем лучше дела не иметь. Шестимесячный ребенок отлично социализирован, зато 13-летний — все чаще социопат, которого приходится «учить общаться». Что это за инстинкт и почему люди утрачивают с годами способность различать добро и зло.

Есть разные теории о том, каким рождается ребенок, но я всегда была уверена, что младенец не «чистый лист», — мы приходим в этот мир с определенным набором знаний и умений, — говорит Хамлин. — Это подтверждают многие исследования психологов. В нашем же эксперименте речь идет скорее не о «добре» и «зле» в абстрактном понимании, а о способности младенца быстро распознавать, кто может быть плохим из окружающих, а кто хорошим для него самого. Я бы сказала, это базовая способность человека, основа его безопасности. Ведь враг — всегда опасность, а друг — всегда польза и выигрыш. Маленький ребенок слишком зависим от других людей, наверное, потому для него эта «распознавательная» способность жизненно важная.

- Расскажите про сам эксперимент? Как пришла идея «проверить младенцев»?

Наша коллега часто приносила на кафедру маленького сына. Он со всеми радостно «общался» — улыбался, агукал, игнорировал только одного, самого противного на кафедре сотрудника. И мы подумали: «Интересно, как он понимает? Как работает этот механизм оценки другого человека?» В эксперименте участвовали 100 детей — поровну мальчиков и девочек от 6 до 10 месяцев. Мы предложили маленьким испытуемым кукольный спектакль, но вместо кукол для простоты использовали три деревянные фигурки разных цветов. Малиновый кружок, желтый треугольник и синий квадрат. Чтобы персонифицировать фигурки, им приклеили глазки. По сценарию кружок с переменным успехом пытался взобраться на горку. Время от времени «на сцене» появлялся треугольник-альтруист, который помогал кружочку взобраться на горку, или квадрат-злодей, сталкивающий круглого альпиниста с горки. Когда маленьким зрителям предложили познакомиться ближе со всеми тремя «участниками», большинство детей заинтересовалось добрым треугольником.

- Не влияет ли на восприятие доброго — злого сам цвет и форма «героев», может быть квадрат, да еще синий, в представлении младенца уже злодей по одному только виду?

Для чистоты эксперимента мы меняли и цвета, и форму всех героев — результаты не изменились. Более того, мы провели вторую серию эксперимента, продемонстрировав, что малиновый кружок предлагает свою дружбу и треугольнику, и квадрату, независимо от того, кто помогал, кто мешал ему взбираться на вершину. Старшая часть испытуемых, которым было почти 10 месяцев, выразила полное недоумение тем, что малиновый кружок «записал в друзья» враждебного квадрата. Такая реакция говорит о том, что, приближаясь к годовалому возрасту, дети отлично разбираются в сложных социальных взаимоотношениях и могут делать собственные выводы о целесообразности мотивов поведения разных людей.

- Куда же эта разборчивость девается с возрастом? Почти все 100 младенцев разобрались, что с хамом-синим-квадратом лучше не дружить, а повзрослев и собравшись замуж, барышни путают принца с алкоголиком, в друзьях у нас периодически оказываются мерзавцы…

Никуда этот навык не девается. Но ребенок всегда основывается в решении о «качестве» человека на интуиции и эмоциях, взрослому этого недостаточно. Ему необходимо множество информации для вынесения вердикта. Природное чувство глохнет — с годами человек не столько чувствует, как он к кому относится, сколько формирует искусственно свое отношение, исходя из разных факторов. Девушка может испытывать изначально отвращение к пьющему парню, но накладываются мысли о том, что лучший жених на нее не посмотрит, а этот работает и выглядит, когда трезвый, неплохо…

-Какими еще способностями на уровне инстинкта обладают маленькие дети в отличие от взрослых?

Вы имеете в виду, что утрачивают люди взрослея? Не могу сказать. Разве что дети гораздо социальнее взрослых, общительнее. Ни один взрослый и вполовину не сравнится с ребенком по части коммуникации: дети жаждут общения и новой информации, самой разной.

-А взрослых потом учат общаться на различных тренингах и в психологических группах. Почему?

Я думаю, что это проблема воспитания — не все взрослые имеют трудности в общении. Возможно, что те, которые «разучились» общаться с годами, в раннем возрасте сталкивались с большими неприятностями, видели мало добра. И потому замкнулись в себе.

-Согласно вашему исследованию, ребенок с первых месяцев жизни определяет, кто добрый, а кто не очень. А родители априори лишены критической оценки малыша?

Может ли близкий человек быть «плохим парнем»? Я лично думаю, что нет. Особенно мать не может быть «плохой». Другое дело, кого именно младенец может считать «матерью», то есть самым близким себе человеком.

-И все же, основные понятия «хорошо — плохо» врожденные или это результат воспитания? Насколько именно воспитание определяет ориентиры ребенка?

Воспитание играет очень важную роль — ребенок формируется как личность под влиянием родителей. Если новорожденного совсем не воспитывать, можно получить пустого, неудавшегося человека. На всех врожденных, инстинктивных способностях нормальный воспитательный процесс не сказывается — они остаются с человеком на всю жизнь. Просто взрослые часто под грузом приобретенных знаний перестают слышать себя.

Картина дня

наверх